Имприматура - цветная тонировка (подцветка) грунта или первого слоя холста.
Импримату́ра (от итал. imprimatura — первый слой краски) — термин, используемый в живописи: цветная тонировка поверхности уже готового белого грунта, вошедшая в практику итальянских художников с XVI векаД. И. Киплик, профессор Санкт-Петербургского института живописи, скульптуры и архитектуры имен И. Е. Репина, автор книги «Техника живописи», так писал о значении имприматуры:Цвет грунта может играть большую роль в живописи, если пользоваться им по методу старых мастеров, то есть давать ему возможность просвечивать через слои красок и таким образом принимать деятельное участие в общем эффекте живописи Так как просвечивание белого грунта весьма благоприятно отражается на лежащих на нем красках (прозрачных или полупрозрачных), то обыкновенно грунту дают белый цвет, которому при желании различными способами можно легко придать любой оттенок. При умении использовать цвет грунта его можно выдерживать в сером, красном, коричневом, тёмнокоричневом и др. тонах, в зависимости от живописной задачи. Каков бы ни был цвет грунта, он проявляет свою активность по отношению к тону лежащей на нем живописи лишь при том условии, если краски на нём лежат не слишком непроницаемым слоем. Обильным наслоением красок можно уничтожить действие всякого цвета грунта на тон живописи. Работая на цветных грунтах, не надо забывать, что масляному слою красок с течением времени свойственно приобретать большую степень просвечивания, и потому цвет грунта в дальнейшем будет проступать сильнее, чем в свеженаписанной картине.Цвет грунта в живописи имеет и иное значение, подобное камертону в музыке. Так, на сером грунте легче выдержать живопись в серых тонах, на красном и вообще тёплом грунте — в горячих тонах, на тёмном грунте — в тёмных тонах и т. д.
Красочный эффект старинной живописи складывается из ряда просвечивающих друг через друга красочных наслоений и грунта. Грунту, таким образом, в этой живописи придаётся весьма важное значение. И цвет его должен выбираться сообразно со световым и красочным эффектом картины.Для каждой живописной задачи выбирается соответствующий грунт, который облегчает и ускоряет работу. Наиболее универсальным по цвету является светло-серый грунт нейтрального тона, так как он одинаково хорош для всех красок — как тёплых, так и холодных, и не требует слишком пастозной живописи.Живопись с широким плоским светом и интенсивными красками (Рогир ван дер Вейден, Рубенс и др.) требует белого грунта; те же произведения, в которых преобладают глубокие тени, — темного грунта (Караваджо, Веласкес и др.).Светлый грунт сообщает теплоту краскам, нанесённым на него тонким слоем, но лишает их глубины; тёмный грунт — придаёт им глубину. Тёмный грунт холодного оттенка — холод (Терборх, Метсю). Чтобы усилить на светлом грунте глубину теней, действие белого грунта на краски следует нейтрализовать прокладкой темно-коричневой краской в нужных местах (Рембрандт).Развитие импрессионизма с его живописью alla prima и пастозными красками свело влияние цветного грунта практически на нет, и имприматура потеряла былое значение .
Имприматура - простой и эффективный способ создать цветовую гармонию в живописной работе. Писать на белом холсте очень трудно, т.к. пока весь холст не покрыт цветом, совершенно непонятны отношения и воздействия уже наложенных красок.
При тонкослойном письме цвет грунта, просвечивая через слои красок, оказывает на них влияние, объединяет их в колористическом отношении. Так, на грунтах с теплыми и «горячими» оттенками цвета легче выдержать живопись в теплых тонах, на серых — в серебристых, на холодных — в холодных, на темном грунте — в темных тонах и т. п. Тем самым достигается выигрыш во времени с точки зрения технологии исполнения картины, облегчается работа художника. Ему можно не наносить лишних красочных слоев, а это в свою очередь является предпосылкой большей прочности красочного слоя и сохранности картины. Иногда даже большие плоскости холста с ярко выраженной имприматурой и фактурой грунта не перекрываются другими красками, а оставляются незаписанными и входят в живописно-пластическое решение картины. Цвет грунта используется в решении контрастов и изображении, особенно теплого и холодного, в достижении реалистической передачи моделировки тела и интенсивности освещения.
Имприматура делается различными способами. На проклеенный холст можно нанести грунтовочную массу, добавив в нее нужный пигмент. Можно добавлять пигмент в последний слой грунта или сделать цветную тонировку белого просохшего грунта масляными красками.Старые мастера делали имприматуру чаще всего кроющей краской (смесь свинцовых белил с краской).Имприматура кроющими красками оказывает на живопись большее влияние, нежели прозрачными жидкими красками. В качестве цветных пигментов (красок) использовались обычно земляные краски — охры красные (темные, светлые), сиена, умбра.Имприматура может быть нанесена гладким ровным слоем или рельефно, может иметь определенную фактуру. Имприматуру можно наносить кистью, флейцем, щеткой, шпателем, мастихином, тряпкой, ладонью.
Белый грунт весьма динамичен. При необходимости ему можно дать любой цветовой оттенок, применить различные способы и методы ведения живописного процесса. На белом грунте сложнее писать в том смысле, что он не объединяет краски в колористическом отношении, как это бывает на цветных грунтах. Некоторые разновидности белых грунтов со временем желтеют.На белых грунтах писали И. Е. Репин, В. И. Суриков, В. Д. Поленов и другие художники.Нейтральные серые имприматуры дают ровное звучание и темным и светлым краскам. На имприматурах серебристо-зеленовато-серых оттенков написаны многие произведения Тициана, Ф. Гальса, Терборха, Веласкеса, О. А. Кипренского.Серые теплые тона имприматуры применяли в живописи А. А. Иванов, Рубенс; светло-серые, серо-голубые — Веронезе.
Широкое распространение получили так называемые болюсные грунты — от интенсивно красного до темно-красных, красно-коричневых или коричнево-черных с применением умбры. На красных «горячих» имприматурах писали академисты. Среди русских художников такие грунты применяли И. Н. Никитин, Ф. М. Матвеев, Ф. С. Рокотов, К. П. Брюллов и др. Ф. С. Рокотов мужские портреты писал на красных, а женские — на холодных имприматурах.
Использовались также и темные (черные) грунты. Такие имприматуры применяли Тинторетто, Джорджоне, Тициан, голландские художники, испанцы — Веласкес, Рибера, Сурбаран, иногда Рубенс и Рембрандт. На черных имприматурах, в том числе и любом другом очень темном цвете грунта, краски вначале выглядят контрастными, яркими. Затем, со временем, они во многом теряют эти качества, особенно в полутонах, холодеют. Это происходит потому, что масляный слой красок со временем становится прозрачнее и больше просвечивает, поэтому цвет грунта в дальнейшем будет проступать сильнее, нежели в свеженаписанной картине. Этот недостаток и нежелательные последствия имприматур надо учитывать. И чем больше имприматура выражена в цвете и тоне, тем больше она проявит себя в дальнейшем.
Примеры использования
•
Веронезе писал по светлому жемчужно-серому или серо-голубому грунту.
•
Тициан, в раннем периоде своего творчества предпочитавший белый грунт, со временем стал покрывать его прозрачным красным тоном, придающим живописи теплоту. А впоследствии заменил красный грунт нейтральным тёмным.
•
Тинторетто использовал в качестве основы под живопись грунт тёмных цветов — серый или коричневый шоколадного оттенка.
•
Рубенс работал на белом, светлом и тёмно-сером грунтах. На некоторых незаконченных его работах можно видеть светло-серый грунт, через который просвечивает белая основа.
•
Рембрандт в начале своей карьеры писал по белому грунту с проработкой рисунка и форм прозрачной золотисто-коричневой краской. Позже он стал применять серый грунт и тёмную имприматуру, рисунок прописывал коричневой прозрачной краской, очень тёмной: именно такая техника придаёт особую теплоту и глубину его произведениям.
•
Эль Греко выполнял подготовительный рисунок на белом грунте, который затем покрывал коричневой краской — жжёной умброй, так, чтобы белый грунт был виден через неё. Затем следовала моделировка форм в светах и полутонах белилами, причём полутона в этом случае приобретали удивительный серый перламутровый тон, которого невозможно добиться простым смешением красок на палитре.